Вдовина Ираида Григорьевна родилась 19 сентября 1913 г. в с. Покровское Чебоксарского уезда, ныне Марпосадского района. Отец, Григорий Матвеевич Вдовин был грамотным, он выписывал газеты и журналы, любил читать книги. Григорий Матвеевич старался дать образование своим детям, он умер, когда Ираида была маленькой. Кроме Ираиды в семье еще росли трое сыновей. Дедушка у нее был известным гусляром, а у матери был очень звонкий и красивый голос. Ираида с детства любила народные песни.
В школе ей особенно нравились уроки пения, ждала их как чуда. Уже в это время Ираида начала записывать слова песен, которые пели близкие. Учась в 5-6 классах, в тетради у нее уже было записано около 60 песен не только родной деревни, но песни деревни Вторые Тойзи Цивильского района, где жил дедушка, у которого она часто гостила в детстве.
Когда Ираида училась в 7 классе, у нее умерла мать, и они вчетвером остались круглыми сиротами. Уход за детьми лег на плечи бабушки.
После окончания семилетней школы в родной деревне, в 1929 г. Ираида поступает Чебоксарский педагогический техникум. В техникуме уроки музыки и хор вел знаменитый композитор, дирижер В.П. Воробьев. Он сразу заметит звонкоголосую девочку среди остальных. И скоро Ираида начинает участвовать на концертах, становится солисткой хора техникума.
После окончания педагогического техникума она работала в детском доме г. Цивильска, но, начиная с 1937 года, работает в средней школе д. Вторые Тойзи Цивильского района. Делу воспитания подрастающего поколения она дает все свои силы. Проработав в школе 37 лет, она стала известным на всю республику педагогом.
Ираида Григорьевна в школе вела кружок литературы и детский хор. С опытом своей многолетней работы знакомила коллег по работе, выступала на семинарах, неоднократно печаталась в прессе.
Она вела активную общественную работу: в клубе организовала молодежный драмкружок, 5 лет вела хор пенсионеров. Живя в деревне, она принимала участие в жизни колхоза. Писала частушки, высмеивала тунеядцев. Такие частушки как "Ай, пуcaм ыратать", "Атя, инке, утa cулма", "Кахал юрри", "Кумма, кума" популярны в народе по сей день. Слова были напечатаны в журнале "Ялав" в 1954 году.
В годы войны была активным членом правления колхоза. В военные годы она снова начала собирать народные песни и сама начала писать песни.
На фронте у И.Г. Вдовиной погибают все три брата. В своих воспоминаниях она пишет, что совсем перестала петь, но в школе она вела уроки пения, а там без песен нельзя. Не зря говорят: "Песня радует, и в беде помогает". В годы войны И.Вдовина написала песню "Улaхрaм эпe cўллe ту cине". Эта самая первая песня, которую написала сама Ираида Григорьевна. Всего ею написано около 9 песен.
В 1952 г. И. Вдовина окончила Чувашский государственный педагогический институт.
Ее избирали 4 раза депутатом сельского Совета. В 1969 г. Ираида Григорьевна вышла на пенсию. Она многие годы собирала материалы по истории родного края. Собранные материалы печатала в прессе.
Жизнь и творчество Ираиды Григорьевны известны тем, что она является собирательницей и исполнительницей чувашских народных песен. Кажется, вся ее жизнь состоит из песен. В юности она отличалась сильным и звонким голосом, поэтому в хороводах всегда она была начинающей, молодежь без нее даже хороводы не начинали, ждали пока она выйдет.
В 1935 году, на второй олимпиаде художественной самодеятельности, за исполнение народных песен занимает первое место.
В 1951 г. по республиканскому радио И.Г.Вдовина споет первый раз. После этого имя певицы станет широко известен в республике. Она становится любимой певицей радиослушателей. Фирма "Мелодия" в 1972-1973г.г. выпустила три пластинки с записями народных песен в исполнении И.Вдовиной.
В 1970 г. вышел сборник песен "Юрa - чун уccи", куда вошли 50 песен.
И.Г.Вдовина скоропостижно скончалась 10 июня 1985 г.
Николай Сергеевич Арцыбышев родился в с. Мамино Цивильского уезда Казанской губернии в дворянской семье. Будущий историк родился 1-го (по новому стилю - 12-го) декабря 1773 г. эта дата закрепилась в литературе и ныне является общепринятой.
Детские годы Н.Арцыбышева прошли в родовом поместье. Село Мамино, стояло в окружении лесов в семи верстах от уездного города Цивильска.
О детских годах Арцыбышева, когда закладывались основы его характера, почти ничего не известн.
С первых лет жизни испытания словно преследовали Арцыбышева, закаляя его характер. Детство для будущего ученого и писателя закончилось в 1781 г., когда умер его отец. В тот черный год осиротевшую семью посетил дед по матери, вологодский помещик, коллежский асессор Яков Михайлович Чернявский и забрал старшего внука с собой в Вологду. Там будущий историк выучился грамоте.
Защищая интересы детей, его мать "вынуждена была прибегнуть к последнему средству - выйти замуж" за уфимского дворянина, секунд-майора Ивана Савиновича Кублицкого, который заменил пасынкам отца.
В 1782 г. И.С. Кублицкий привез Николая из Вологды и, "не теряя времени" отдал на воспитание в казанский частный пансион к неизвестному "пастору". В литературе высказано мнение, что Арцыбышев учился в пансионе немецкого Вюльфинга - лучшем частном учебном заведении Казани, но оно не подкреплено документально. В Казани Арцыбышев провел четыре года.
В 1786 году, после смерти матери, не откладывая дела в долгий ящик, Яков Михайлович Чернявский отвез 13-летнего Николая в Петербург и записал капралом в лейб-гвардии Преображенский полк.
Пансион Н.Бамани относился к учебным заведениям закрытого типа, в которых дети жили, воспитывались и получали образование за ежегодную плату. Он принадлежал к обер-пансионам, т.е. заведениям высшего типа, и имел хорошую репутацию. Здесь преподавались математика, география, всемирная и натуральная истории, закон Божий, французский, немецкий и русский языки, рисование, музыка, хореография и др. Основное внимание в пансионе уделялось точным наукам.
Жизнь в пансионе была подчинена строгому режиму. Закалка, полученная в пансионе, осталась на долгие годы
Первого февраля 1788 г. Арцыбышев был переведен сержантом в гвардейский Сесеновский полк. С этого дня он поступил на военную службу, которую совмещал с учебой до окончания пансиона в 1789 г.
На закате правления Екатерины II, служба в гвардии была связана с большими расходами. Вырвавшись из-под опеки юноша с головой окунулся в полную соблазнов и развлечений столичную жизнь. Жизнь в столице предоставляла массу возможностей для культурного развития.
В последние годы правления Екатерины II Арцыбышев был близок к заветной цели - производству в старший офицерский чин, дававший право на отставку. Со вступлением на престол Павла I гвардия лишилась многих привилегий. С большими хлопотами, пустив в ход влиятельные связи, в январе 1797 г. Арцыбышев добился перевода в Казанский гарнизонный полк, получив чин прапорщика, а не капитана, на что рассчитывал. Тяжело пережив крушение честолюбивых надежд, в сентябре 1797 г. Арцыбышев подал рапорт об отставке, но вместо нее в октябре того же года неожиданно был подвергнут позорной "выключке", по версии родных - за прогул одного дня.
1 ноября 1800 г., Павел подписал указ "о дозволении" офицерам, исключенным из службы без приговора суда, вступить в нее после личного ходатайства перед императором. Арцыбашеву повезло, он был "вызван в Петербург, получил поцелуй от императора" и восстановлен на службе в Казанском гарнизоне. Это произошло 29 января 1801 г. потеряв интерес к военной службе, после своего восстановления Арцыбашев не прослужил и года. Решив посвятить себя наукам, 28 октября 1801 г., по прошению он вышел в отставку в чине прапорщика и активно включился в общественную и культурную жизнь Казани.
Путь Арцыбышева в науку был долгим, но внутренне логичным и стройным. Благодаря заложенному с детства интересу к истории, он не переставал пополнять научный багаж путем самообразования. Впервые "критическая масса" накопленных знаний проявилась в петербургский период жизни, когда Арцыбышев, по его собственным словам, почувствовал "вкус к истории". Это был познавательный интерес - первый шаг к профессиональному увлечению.
Свое творчество Арцыбышев начал с исторической прозы. Свою "Рогнеду" он ставил в число лучших произведений исторической беллетристики.
В 1820-е гг. в печати стали появляться отдельные главы основного труда Арцыбышева - "Повествования о России".
Уроженец Чувашской земли, Арцыбышев обратился к проблеме этногенеза чувашского народа, который относил к финно-уграм. Сильной стороной работ ученого является использование местного материала: письменных источников, данных языка, топонимики, исторических преданий, личных полевых наблюдений, рассказов очевидцев Крестьянской войны 1773-1775 гг.
14 мая 1809 г. в жизни 35-летнего Арцыбышева произошло знаменательное событие. Он сочетался браком с Александрой Ивановной Родевой (Родиной), помещицей с. Рындино Цивильского уезда.
В браке родились дети: Люба (1810 г.) и Павел (1811 г.), которые рано лишились матери. В одну из хмурых ноябрьских ночей 1812 г. Александра Ивановна скоропостижно скончалась при невыясненных обстоятельствах.
Второй раз Арцыбышев женился 2-го июня 1813 г. на 27-летней дворянке Анне Никитичне Незвановой (Названовой) (1786-1857).
Живя затворником в деревне, Арцыбышев не был изолирован от научного мира. Изредка его "уединенную хижину" посещали коллеги-ученые. Неоднократным гостем в Мамино был казанский профессор истории П.С.Кондырев. в июле 1833 г. к Арцыбышеву по его приглашению заехал петербургский историк П.М. Строев.
Заслуги Арцыбышева в области истории были по достоинству оценены научной общественностью: в сентябре 1811 г. он был избран соревнователем Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 12 апреля 1823 г. действительный член), с которым сотрудничал до конца своей жизни. В ноябре 1833 г. ученый из Цивильска получил приглашение вступить в Королевское Копенгагенское общество историков северных стран Европы.
С большим напряжением Арцыбышев работал в последние полтора года жизни. К середине августа 1841 г. рукопись четвертого тома "повествование о России" была доведена до 1742 г. оставалось описать еще 19 лет царствования Елизаветы Петровны, но судьба распорядилась иначе.
27 августа (8-го сентября по новому стилю) 1841 г. скончался. На век Арцыбышева было отпущено 67 лет, 8 месяцев и 26 дней.
Местом упокоения, возможно, по воле ученого, было выбрано церковное кладбище с. Рындино. Похороны состоялись 31 августа.
Список литературы:
- Викторов В. Возвращение "Цивильского затворника" // Цивильск. Вест.-2001.-27 марта.-С.2-3,
- Горчаков О. "Цивильский затворник" // Сов. Чувашия.-2000,-29 июня.-С.3.
- Гусаров Ю.В. Вопросы чувашской истории в творчестве Н.С. Арцыбышева // Из истории Чувашии последней четверти ХYIII - первой половины ХIХ вв.-Чебоксары,1993,-С.84-90,
- Гусаров Ю. Неведомый историк// Молодой коммунист.-1990,-6 дек.-С.6.
- Гусаров Ю.В. Новые материалы к биографии Н.С. Арцыбышева // Вопросы истории культуры народов Среднего Поволжья: Межвуз. сб. науч. тр.- Чебоксары, 1993,-С.43-54.
- Гусаров Ю.В. Цивильские корни древнего рода // Сов. Чувашия.-1994.-18 нояб.
- Гусаров Ю. Арцыбышев Николай Сергеевич // Краткая чувашская энциклопедия.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001.- С.73.
- Гусаров Ю.В. Цивильский затворник: очерк жизни и творческой деятельности Н.С. Арцыбышева.- Чебоксары, 2000.-181 с.
- Иванова Л. Н. Арцыбышев полемист из Цивильска // Чаваш ен.-1992,-15-22 авг.(№33).-С.9.
- Осипов С. Еще несколько слов о Николае Арцыбашеве // Чаваш ен.-1994,-11-18 июня (№24).-С.4.
- Осипов С. Надо знать о древних болгарах и шумерах, но нужно помнить и великих земляков-уроженцев Чувашии // Чаваш ен.-1994,-28 мая-4 июня (№22).-С.10.
- Федоров Н. Арцыбышевы из Мамино // Цивильск. Вест.-2002.-20 сент.-С.4.
Павлов Ф.П.
Федор Павлович Павлов родился 13(25) сентября 1892 года в семье крестьянина-середняка с.Богатырево Чебаевской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильского района Чувашской Республики).
Федор(Хведюк, как его звали в детстве) был младшим ребенком в семье. Воспитанию и обучению его родители уделяли много внимания. Любознательный и восприимчивый мальчик очень рано научился читать. Осенью 1901 г. он был принят сразу в среднее отделение Богатыревского земского училища.
Любовь к музыке и песне рано пробудилась в нем очень рано. Этому немало способствовало то, что отец его, Павел Степанович, был хорошим певцом и танцором, играл на гуслях и знал много народных песен. Мальчиком подростком Федор любил слушать старинные обрядовые песни. Безусловно, что насыщенный музыкой народный быт в значительной мере определил художественно-эстетический кругозор будущего композитора, укреплял в нем любовь и уважение к народному творчеству.
В годы первой русской революции Федор Павло учится в Икковском двухклассном училище Чебоксарского уезда. Учеником двухклассной школы Павлов впервые узнал о революционных событиях в стране.
Окончив Икковское училище, Павлов решил учиться дальше. В то время большую популярность завоевала Симбирская чувашская учительская школа, поступление в которую было почти единственной надеждой для жаждущих знаний чувашских юношей и девушек. Павлов поступил вэту школу.
Симбирская чувашская школа, в которой Павлов учился с сентября 1907 г. по май 1911 г., являлась в то же время своеобразной лабораторией, где зарождались чувашская литература и чувашское профессиональное музыкальное искусство.
В Симбирской школе Ф.Павлов изучил элементарную теорию музыки, сольфеджио, овладел скрипичной игрой, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре, усердно занимаясь музыкой, Павлов в то же время проявляет большой интерес к литературе. Он читает русских и зарубежных классиков, пишет стихи на чувашском и русском языках.
В мае 1911 г. совет Симбирской чувашской школы присвоил Павлову звание учителя начального училища. Как ярко одаренного в музыкальном отношении, его оставляют в школе на преподавательскую работу. В должности преподавателя Симбирской школы Павлов пробыл до сентября 1913 г.
Стремясь повысить общее и музыкально-теоретическое образование, но не имея возможности учиться в специальном музыкально-учебном заведении, Павлов поступает в сентябре 1913 г.в Симбирскую духовную семинарию. В духовной семинарии Павлов оставался убежденным атеистом. В мае 1916 г. Павлов окончил духовную семинарию. Первое время ему пришлось служить псаломщиком.1(140 августа 1917 г. Чебоксарским уездным собранием Павлов избирается мировым судьей и переезжает с семьей в с. Акулево Чебоксарского уезда.
Продолжая работу по записи народных песен, Павлов в то же время обрабатывает их для многоголосного хора. В 1917-1918 гг. появляются гармонизации и обработки, написанные для хора учителей Акулевской волости: "Шупашкар туйи", "Хaйматлaх юрри", "Олту", "Чeнтерлe кeпер", "Вaрман витeр", "Сап-сар кeрeк", и др. в эти же годы Павлов создает одну из лучших своих песен "Вeлле хурчe" (Пчелка) на собственный текст, написанный еще в Симбирске.
В 1919 г. опубликовал первую оригинальную чувашскую комедию "Сутра" (На суде). Законченная в первой редакции в 1918 г., комедия впервые была исполнена Акулевской передвижной труппой.
С марта 1919 г. Павлов некоторое время работает учителем Сятракасинской школы I ступени, затем переводится в уездный отдел народного образования заместителем заведующего отделом. В октябре того же года был назначен инструктором искусств Чувашской секции. С образованием Чувашской автономной области (1920 г) он переезжает из Казани в Чебоксары.
Павлов возглавляет музыкальную секцию областного отдела народного образования, работает преподавателем пения и музыки на педагогических курсах, принимает активное участие в работе научно-исследовательских учреждений Чувашии и г. Москвы в качестве члена Общества изучения местного края и члена-корреспондента Центрального бюро краеведения при Российской Академии наук.
Много сил положил Ф.Павлов на организацию концертного дела в г. Чебоксарах. Под его личным руководством были сформированы чувашский хор, концертная группа и салонный оркестр при Чувашском театре.
В 1921 г. издается отпечатанный шапирографом сборник детских песен и игр - "Ача-пaча сасси" (Голос детворы). В него вошли народные песни (всего 21), записанные в основном самим Ф.Павловым.
Несколько позднее (в 1924 г.) были изданы его многочисленные гармонизации и обработки народных песен в отдельном сборнике под названием "Сaрнай".в сборник, состоящий из четырех разделов вошли тридцать одноголосных, двадцать две двухголосных, шесть трехголосных и десять четырехголосных песен.
В 1920 г. при Центральном педтехникуме Ф.Павлов организовал хоровой коллектив, получивший наименование "Чувашский национальный хор". Этот коллектив, совместно с хором, руководимым композитором В.П.Воробьевым, послужил базой для создания в 1924 г. Чувашского государственного хора.
В 1922 г. вышло в свет второе драматическое произведение Ф.Павлова "Ялта", а в следующем году он опубликовал свои первые музыкально-теоретические и научно-популярные работы: "Речитативы в чувашской народной музыке", "Чaваш музыки" (Чувашская музыка), "Хитрее" (Прекрасное).
Лучшие сочинения Ф.Павлова - "Туй юрри" (Свадебная) и "Тўттел" (Тюттель) - до сих пор остаются в чувашской музыке непревзойденными образцами обработки народной песни для хора.
Обобщением музыкально-теоретических исследований Ф.Павлова явились очерки под общим названием "Чуваши и их песенное и музыкальное творчество". Это объемистое сочинение, написанное на чувашском языке, состояло из десяти очерков. В дальнейшем автор перевел его на русский язык и подготовил к печати. Первый очерк издан в 1926 г.
В 1929 г. в Чебоксарах открывается музыкальный техникум. Павлов был одним из первых педагогов училища.
Ф.Павлов остро ощущал недостаточность своего музыкально-теоретического образования. Несмотря на возраст - ему шел тогда тридцать восьмой год - он решил пойти учиться. С этой целью в 1930 г. он поступает на композиторское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Однако тяжелая болезнь (туберкулезный менингит) оборвала жизнь замечательного композитора и писателя. В самом расцвете творческих сил, в возрасте 39 лет, 2 июня 1931 г. в одном из сочинских санаториев Ф.Павлов скончался. Похоронили его на городском кладбище в Сочи.
Список литературы:
- Федор Павлович Павлов - композитор и драматург/НИИ яз., литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР.-Чебоксары,1984.- 59 с.
- Авлук А. Ece пархатарлa, ячe сумлa// Ялав.-1992.-№ 9.-С.20
- Артемьев Ю. Ф.П.Павлов// Артемьев Ю.М. ХХ eмeр пуcламaшeнчи чaваш литератури.- Шупашкар, 1992.- С.189-196
- Давыдов-Анатри В.И. Хветeр Павлов ятне…: сaвa//Давыдов-Анатри В.И. Сaвaсем.- Шупашкар,1986.- С.87.
- Ишентей Н. Чeкеc пехилeпе е Хeветeр Павлов пурнaceнчи cичe cаврaм кaмал ceмми: поэма// Ялав.-2002.-№ 4.-С.14-21
- Юмарт Г. Федор Павлов - лирик-поэт// Тaван Атaл.- 1992.- №№9-10.-С.56-57
- Федор Павлов// Хыпар кeнеки.-1992.- 26 авaн
- Федор Павлов -классик чувашской литературы и музыки// Цивильский вестник.-2002.-24 сентябрь